Менее возвышенным языком говоря, в 73 году в Масаде столкнулись два упрямства, два вида несгибаемого упорства - превосходно организованная планомерная римская военная машина, оприрающаяся на гражданские добродетели, и - так же хорошо организованная машина, но опирающаяся на клокочущую, горячую веру.

Римляне победили, взяли измором (не в прямом смысле - умирая, защитники крепости сожгли всё и вся, но оставили запасы воды и продоволсьтвия, чтобы было видно, что их не взяли измором) и пятнадцатикратным превосходством, но евреи победили своим, особым еврейским образом - их страшное поражение обернулось величайшим триумфом.

Говоря "еврейским образом", я совсем не иронизирую. До Иудейской войны, во времена Давида и хасмонеев, евреи, несмотря на весь свой монотеизм, в сущности мало чем отличались от прочих народов Ближнего Востока - взлеты и падения, потеря и обретение независимости, династическая грызня. Там, в Масаде, был опробован способ - позволивший евреям соатваться вечно живыми - вопреки всему и благодаря всему.

Дальше

на первую страницу