The Newest archeology of Baku

Photo © Nikolai Shpilenok 2004
21.11.2004
B010 B012 B03 B05 B06
B07 B08 B09 B2 BOOO102

Новейшая археология Баку

... Чувствуется - советское время отделено десятилетием, на которые пришлись войны и смуты. Оно не просто отошло в прошлое, оно успело стать доисторическим. Его памятники продолжают стоять посреди города, но не вызывают уже не любви, ни ненависти - все уже просто забыли, зачем они были нужны.

Таков пантеон 26 бакинских комиссаров - экспрессивная фигура в стильном кольце мрамора на одной из центральных площадей города. Некогда здесь сменялся почетный караул, возлагались венки, стояли корзины цветов. Сейчас огонь давно погашен, в его чаше плавает в луже какая-то микросхема, а черные колонны, поддерживающие белое мраморное кольцо, обклеены объявлениями о курсах иностранных языков. Знакомое слово English странно выглядит в непонятном частоколе тюркской латиницы с точечками и хвостиками. Дух ушел, осталось круглое сооружение посреди города, и никому нет до него дела.

Но в Баку есть еще более поразительный памятник новейшей археологии. Это бывший музей революции, расположенный в красивейшем парке на холме Шахидляр Хиябани недалеко от Милли Меджлиса (парламента), под смотровой площадкой, с которой видна вся Бакинская бухта. Наверху, на смотровой площадке, открыто кафе, гуляют дедушки с внуками, влюбленные обнимаются, пьют чай и любуются видами, а прямо у них под ногами, достаточно спуститься на один лестничный пролет и толкнуть незапертую дверь, лежит совсем другой мир - мир поверженных идолов и умерших богов.

Это звучит чересчур патетично - но, ей-богу, именно такие мысли приходят в голову, когда видишь совершенно античного вида барельефы богов и героев (Ленина, Кирова и пролетариата) с отбитыми руками и головами, идущие в никуда среди валяющихся повсюду обрывков священных текстов (брошюр и соцреалистических романов). При этом здесь совсем нет разбитых бутылок и привычного резкого запаха. Просто лежит многолетняя пыль - люди ушли отсюда, настало полное забвение.

Если в гостинице я чувствовал себя европейцем, заброшенным в Москву начала 90-х годов XX века, то здесь, в этом бывшем музее, почувствовал себя средневековым пилигримом, попавшим в заброшенный античный храм.

Полностью материал о Баку имеет выйти в журнале GEO 2'05 в рамках проекта "После империи".
© М.Визель 2004

На первую страницу